... люди только изредка живут в относительном мире. Все остальное время они уничтожают друг друга миллионами — по причинам, которые через сотню лет бывает трудно понять даже профессиональным историкам. Война, вне всяких сомнений, есть самое чудовищное из возможного. Но вот окружающие ее образы отчего-то всегда величественны и прекрасны… Борис поглядел на Аристотеля Федоровича и замолчал. — Ну, ну, продолжайте, — сказал тот. — А чего продолжать. Мы уже приехали. — Что вы имеете в виду? — нахмурился Аристотель Федорович. — Думаете, я не понимаю, почему она здесь висит? — Она — это кто? Борис кивнул на фотографию исполинской женщины с мечом на вершине холма. — Волгоградская Родина-мать. А рядом, — он указал на фотографию барельефа с застывшей в воздухе воительницей, — так называемая «Марсельеза» с парижской триумфальной арки. Исторически и географически довольно удаленные друг от друга объекты. Но обратите внимание на странное сходство. В обоих случаях это женщина с большим ножиком в руке и открытым ртом. К чему бы? Борис обвел хитрым взглядом Аристотеля Федоровича и Румаль Мусаевну. — К чему? — повторила Румаль Мусаевна. — А к тому. Оба этих скульптурных портрета изображают одну и ту же сущность. Только, так сказать, в зашифрованном виде. Мало того, что в зашифрованном виде, так еще и не полностью. Как, знаете, человека урезают до бюста — без рук и ног. Но это не значит, что их нет у оригинала. Сокращенный портрет, так сказать. Вот и здесь то же самое. — Здесь, кажется, и руки и ноги на месте. — Не все. Рук на самом деле четыре. Кроме того, не показан язык. Он должен высовываться далеко наружу. Ну и еще опущены многие мелкие, но важные черты. — Кто же это? — А то вы не знаете. Богиня Кали. Сказав это, Борис внимательно уставился на своих собеседников. Но ни Аристотель Федорович, ни Румаль Мусаевна не проявили никаких эмоций. — Кали? — с вежливым любопытством, но не более, переспросил Аристотель Федорович. — Да! — горячо подтвердил Борис. — Соблюдены, по меньшей мере, три главных черты канонического портрета. Как я уже сказал, преогромный ножик, открытый рот и, самое главное, танец на трупах. Румаль Мусаевна тихонько ойкнула и прикрыла рот ладошкой. — Насчет трупов под ногами, — продолжал Борис, — у волгоградской версии конкуренции нет — Сталинград, сами понимаете. А вот с французской аркой чуть сложнее — построили ее, если не ошибаюсь, в тысяча восемьсот тридцать шестом году, а жмура подвезли только в тысяча девятьсот двадцать первом. Когда устроили могилу Неизвестного солдата. Но в ритуальном смысле результат один и тот же. — То есть вы хотите сказать, — с интересом спросил Аристотель Федорович, — что любая скульптура, где изображена символическая женщина с мечом, это в действительности… — Кали, — подтвердил Борис. — Как правило, да. Вооруженная женщина — это практически всегда она. И необязательно вооруженная, кстати. Самое жуткое изображение Кали — на плакате «Родина-мать зовет», помните, такая седая весталка в красной хламиде. Именно ее суровый лик был последним, что видели колонны солдат, которых приносили в жертву к седьмому ноября или первому мая. От одной только мысли пробирает до дрожи… — Интересно рассуждаете, — сказал Аристотель Федорович, — только ведь нельзя на двух примерах строить целую мифологию. — Почему это на двух, — обиделся Борис, — извините… Вы что думаете, я темой не владею? Да я эти примеры могу хоть час приводить. Возьмите, например, аллегорическую Германию. Ее с римских времен изображают в виде женщины — но на монетах Домициана она была, извиняюсь, пленной девкой, а в девятнадцатом веке почему-то оказалась валькирией с императорским мечом в руке. Такой, хе-хе, персонификацией германского национализма. Про трупы спрашивать будете? Или ясно? Да вы посмотрите изображения, — Борис закатил глаза, вспоминая, — «Германия» Иоганнеса Шиллинга, «Германия» Филиппа Фейта и уж особенно Фридриха Августа Каульбаха образца четырнадцатого года, там она вообще похожа на гладиатора из цирка. Если это не Кали, кто тогда? — Германия исторически… — начал было Аристотель Федорович, но Борис перебил: — А Франция? Так называемая Марианна? Она прикидывается мирной обывательницей во фригийском колпаке, но если вы возьмете, например, «Свободу, ведущую народ» Делакруа, то там она совершенно открыто пляшет на трупах с ружьем в руке, и у ружья, что характерно, имеется примкнутый штык. Ну уж а насчет этой вот, — Борис кивнул на фотографию «Марсельезы», — я и повторяться не буду. Aux armes, citoyens! Formez vos bataillons! И шагом марш на выход! Женщина-смерть зовет… Или, может, поговорим про американскую Свободу? В. Пелевин "Тхаги" (картина Gustav-Adolf Mossa - "Elle" , 1905)

Теги других блогов: история война культура